При всех плюсах системы водяного отопления у нее есть один недостаток — риск размораживания. Обычно это происходит в двух случаях:
- При перебоях в работе отопительного котла.
- От забывчивости хозяев дома, которые на зиму не слили из системы отопления воду, играющую роль теплоносителя.
Чтобы избежать этого, можно использовать незамерзающую жидкость для систем отопления, или антифриз.
Антифризы бывают нескольких видов и имеют разное назначение. Например, для автомобилей, для добавки в трансформаторное масло, в отопление и прочие. Заменять их друг другом нельзя, потому что в их состав входят разные ингредиенты. Иначе можно навредить той системе, куда они заливаются.
Антифризы для отопления разделяют по типу сырья, из которого их производят. Обычно таким сырьем являются:
- Пропиленгликоль
- Этиленгликоль
Но существует разделение и по другим показателям — по температуре замерзания, по цене, по вязкости, по составу присадок и так далее.
Этиленгликолевый антифриз
Антифриз из этиленгликоля используется довольно часто. Это очень ядовитая жидкость, которая, попадая на кожу, вызывает ожоги и язвы. Вдыхание ее паров заканчивается удушьем. А, принятая внутрь в количестве 350 миллиграммов, она приводит к смертельному исходу. Поэтому работать с таким антифризом нужно крайне осторожно, соблюдая правила техники безопасности.
Прежде чем незамерзающая жидкость для отопления на основе этиленгликоля попадет в систему, ее нужно разбавить водой. А чтобы не ошибиться с количеством, необходимо учитывать температуру замерзания теплоносителя.
Например, если теплоноситель замерзает при температуре -65 С, то концентрация антифриза должна составлять 60%. А при -30 С — 44%.
И еще несколько практических рекомендаций от специалистов:
- Если антифриз используется в двухконтурных котлах, то необходимо полностью разграничить оба контура и не допустить смешивания жидкости с содержимым контура подачи горячей воды для бытовых нужд.
- Нельзя применять данный антифриз в системах с расширительными бачками открытого типа.
- Необходима полная герметизация системы, ведь даже небольшая утечка может привести к неприятным последствиям.
Пропиленгликолевый антифриз
Это не столь токсичная жидкость. В ее составе могут быть пищевые жидкие добавки, которые делают ее безвредной для человека. Но одновременно в таком антифризе могут находиться присадки, действующие на материалы, из которых изготовлены трубы, котел и другие приборы отопления. Особенно это касается уплотнительных манжет, колец и других изделий для герметичного соединения разных элементов. Сюда же можно отнести присадки, предотвращающие пенообразование и окисление внутри отопительной системы.
Характеристики антифризов
Очень важный момент, касающийся незамерзающих жидкостей — это отсутствие в их составе ингибиторов. Именно эти вещества делают хрупкими полимеры, например, в составе полиэтиленовых труб. А также раньше времени выводят из строя прокладки и манжеты.
Но кроме ингибиторов есть и другие факторы, создающие неудобства при использовании антифриза:
- По сравнению с чистой водой, теплоноситель с антифризом хуже нагревается и хуже аккумулирует тепло. Поэтому придется устанавливать более мощный отопительный котел. А это ведет как к существенным первоначальным тратам, так и к постоянным расходам на топливо.
- Более высокая по сравнению с водой вязкость. Так что придется устанавливать более мощный циркуляционный насос. А это опять расходы.
- Высокий показатель тягучести, что требует особого внимания к соединительным стыкам в процессе монтажа.
Напомним, что антифриз обязательно разбавляют водой, а его процентное содержание зависит от температуры замерзания теплоносителя. Не меньшее значение имеет качество добавляемой воды. Производители отмечают, что оптимальный вариант — это вода с жесткостью до 6 единиц. Почему так строго?
Дело в том, что когда незамерзающую жидкость для систем отопления разбавляют жесткой водой, обязательно выпадает осадок. А это резко снижает технические характеристики теплоносителя, что сказывается на работе всей системы отопления. К тому же антифриз стоит гораздо дороже обычной воды, а это уже экономическая сторона вопроса, играющая не последнюю роль в любом строительном процессе.
Читайте далее: